Федеральные государственные образовательные стандарты
 
Модель и алгоритм деятельности образовательного учреждения в условиях введения ФГОС
 
 
Настоящая модель определяет последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования на начальной ступени школы, а также их цели и ожидаемые результаты.
 
Объект моделирования: образовательная система МБОУ «СОШ «Патриот»  с кадетскими классами»  
 
Цель моделирования: привести образовательную систему школы в соответствие с требованиями ФГОС.
 
Модель предусматривает пять этапов разработки и осуществления программы модернизации существующей в школе образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС.
  • Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной и основной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС.
  • Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе начальной и основной ступени школы.
  • Разработка проекта модернизированной образовательной системы.
  • Разработка плана-графика модернизации образовательной системы.
  • Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения.
 
1 этап.
Формирование рабочей группы.
 
Задачи этапа.
 
При формировании рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы на начальной ступени необходимо:
  • определить состав рабочей группы;
  • назначить руководителя рабочей группы;
  • определить порядок ее работы;
  • поставить перед группой общую задачу и задачу следующего этапа.
Состав рабочей группы и порядок ее работы утверждается приказом директора общеобразовательного учреждения.
Формы работы группы: групповая и индивидуальная.
Групповая форма работы осуществляется на совместных заседаниях, периодичность которых определяется на первом заседании, посредством совместных обсуждений определенных вопросов. В промежутке между заседаниями участники рабочей группы индивидуально или в микрогруппах (2 - 3 человека) решают порученные задачи. Ведутся протоколы заседаний группы.
Особенности этапа.
Сопровождается изменением в организационной структуре управления школы: рабочая группа создается как элемент матричной структуры управления школы. Ей передается часть полномочий по управлению, предусматривается отдельное финансирование (производится на основании результатов работы каждого участника группы). Производимые группой работы рассматриваются как заказ школьного сообщества по созданию Программы деятельности школьного коллектива по введению ФГОС. Результат этапа. Создана рабочая группа.
 
2 этап.
 
Определение изменений в существующей образовательной системе, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС.
Задачи этапа.
 
На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?».
 
Для этого необходимо:
 
  • Спланировать организационно-управленческую деятельность по направлениям в соответствии с 9 критериями, разработанными Министерством образования и науки РФ.
  • Соотнести имеющиеся результаты управленческой деятельности с формальными показателями.
  • Выявить степень соответствия/разработанности/укомплектованности по каждому формальному показателю.
  • Определить степень готовности (фактически (в %), либо – с указанием планируемого срока выполнения).
 
Все эти действия могут осуществляться как последовательно, так и параллельно (одновременно).
 
В результате будет формироваться перечень необходимых и достаточных изменений в элементах образовательной системы. Таблица «Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС» Результатом анализа существующей в школе образовательной системы на предмет ее соответствия требованиям ФГОС должны стать перечни необходимых изменений в существующей образовательной системе школы для приведения ее в соответствие требованиям стандарта и задания проектным группам, определяющие требования к результатам и срокам проектирования.
Рабочая группа должна также оценить предлагаемые изменения по степени их соответствия миссии образовательного учреждения, потребностям учащихся и их родителей.
 
3 этап.
 
Разработка проекта модернизированной образовательной системы.
 
Задачи этапа.
При проектировании должен быть дан ответ на вопрос о том, какой должна стать конкретизированная образовательная модель школы, чтобы соответствовать нормативной модели, определяемой новыми стандартами.
Для этого необходимо:
  • разработать основную образовательную программу начальной школы (какая основная методологическая, философская идея должна быть заложена в программе?);
  • разработать рекомендации для администрации школы по разработке локальных актов, должностных инструкций и т.д.;
  • предложить перечень УМК, учебников, которые следует применять с 1 сентября 2011 года;
  • разработать предложения по организации внеурочной деятельности обучающихся с 2011 года;
  • разработать проект методического плана рабочей группы как часть общешкольного методического плана работы;
  • в том числе, и внутри школ разработать предложения по реальному повышению профессиональной компетентности учителей;
  • разработать рекомендации для администрации по обеспечению кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
 
4 этап.
Разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы.
 
План-график модернизации образовательной системы школы – это модель, определяющая процесс перехода от существующей образовательной системы к желаемой.
 
Задачи этапа.
При разработке плана-графика модернизации образовательной системы начальной и основной ступени школы необходимо определить:
  • полный состав действий, необходимых для реализации единичных проектов;
  • планы-графики реализации единичных проектов.
 
5 этап.
Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения.
 
Введение ФГОС начального общего образования в МБОУ «СОШ «Патриот»  с кадетскими классами».
В течение всего 2010-2011 учебного года в МОУ «Кадетская школа «Патриот» проводится подготовка к введению ФГОС НОО с 1 сентября 2011 г. Планируется сформировать три первых класса по 25 человек. Ребята будут обучаться по программе «Школа XXI века» и системе Л.В. Занкова. Коллектив начальной школы работает уже несколько лет по данным образовательным программам, имея высокие результаты обучения и воспитания.
 
Качество знаний обучающихся составляет от 70 до 100% (по отдельным предметам).
72% педагогов начальной школы имеют первую и высшую квалификационные категории.
Администрация школы и учителя начальных классов прошли курсы повышения квалификации в 2011 году по вопросу введения ФГОС НОО.
 
В 2010-2011 учебном году для педагогов школы и района проведено несколько обучающих семинаров, где были рассмотрены следующие вопросы:
  • организация учебно-воспитательного процесса в школе в соответствии с новым СанПиН;
  • требования к организации образовательного пространства;
  • построение современного урока и система оценки обучающихся;
  • внеурочная деятельность обучающихся.
100% обучающихся охвачены дополнительным образованием и внеурочной занятостью. В настоящее время в школе функционирует столовая с современным оборудованием, где дети получают 3-х разовое горячее питание. Все кабинеты начальных классов оснащены компьютерной техникой.
В своей работе учителя используют электронные материалы и презентации.
Для проведения учебных занятий и занятий дополнительного образования оборудованы следующие помещения:
  • спортивный зал;
  • малый спортивный зал;
  • кабинет ритмики;
  • класс изобразительного искусства.  
По результатам анкетирования родителей будущих первоклассников определены основные приоритетные направления внеурочной деятельности обучающихся: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное и общеинтеллектуальное. Они будут представлены работой кружков и секций:
  • «Палитра детства» (живопись);
  • «Тропинка к своему Я»;
  • «Весёлый английский» и т.д.
 
 
Сроки введения ФГОС